"Работаем по-новому: анализ последних изменений в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства"

Автор: Черенкова Маргарита Владиславна

Действующий Трудовой кодекс РФ, по мнению многих экспертов, нуждается в серьезных изменениях. Однако пока это только планы.

Изменения трудового законодательства, имевшие место в 2012 году, не носят глобального характера и касаются отдельных сфер правового регулирования отношений между работодателем и работником.

В представленной статье рассмотрим наиболее важные из них.

       Так, изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 23.04.2012 г. № 35-ФЗ коснулись разных вопросов: Теперь согласно ст. 112 Трудового кодекса РФ в январе нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3,4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы, — 7 января — Рождество Христово. Установлен особый порядок переноса выходных дней, совпадающих с январскими нерабочими праздничными днями. Правительство РФ переносит два выходных дня из их числа на другие дни в очередном календарном году (с соблюдением требования об опубликовании нормативно¬-правового акта Правительства РФ не позднее чем за 2 месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня). Кроме того, разрешили переносить выходные дни федеральными законами (для них ограничения по сроку опубликования не предусмотрено).

       Указанным Федеральным законом установлено, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

       1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

       2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

       3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

       4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Упомянув о том, что работодатель обязан сообщать работнику о размере денежной компенсации за нарушение работодателем срока выплат сумм, причитающихся работнику, законодатель еще раз подчеркнул, что данная обязанность является безусловной и не требует от работника обращения в суд.

       Далее, апелляционная коллегия Верховного Суда РФ 1 ноября 2012 г. отменила Определение о признании недействующими нормативных правовых актов СССР, устанавливающих право на дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

       Напомню, что Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 было прекращено производство по делу о признании недействующими отдельных положений Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», и Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20).

       В данном Определении было указано, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими.

       Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 01.11.2012 г. № АПЛ12-651 указала, что при вынесении определения судом не учтено, что изменение федеральным законодателем порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативного правовой акт, заменяющий данные акты бывшего Союза ССР.

       Согласно федеральному закону от 27.07.2010 г. (в ред. от 28.07.2012 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с января 2013 г. в Красноярском крае началась выдача универсальных электронных карт (далее – УЭК). В нашем городе с 9 января 2013 г. открылись сразу 3 пункта, где начался прием заявлений на оформление УЭК. Желающие могут обратиться в пункты, расположенные по адресам: ул. Мичурина, 44 а; ул. 9 мая, 12; ул. Попова, 8. Выдавать электронные карты будут и филиалы ОАО «Сбербанк». Срок оформления – 2 месяца. УЭК можно будет использовать на всей территории страны, в банкоматах, платежных терминалах, общественном транспорте, сетях бытового обслуживания. С помощью карты можно будет записываться на прием к врачу, оплачивать налоги, штрафы, услуги ЖКХ, получать зарплату и пользоваться государственными услугами.

       УЭК, по форме напоминающую обычную пластиковую карту, сможет заменить медицинский полис, СНИЛС, банковскую карту, а в некоторых случаях и паспорт гражданина. В проекте закона Красноярского края «Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае», принятом 27 ноября 2012 г. в первом чтении на сессии Законодательного собрания Красноярского края наряду с разграничением полномочий органов государственной власти, предусматривается также регулирование вопросов, связанных с внедрением УЭК.

       В ноябре прошлого года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», которое отменило Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 № 781. На мой взгляд, указанное Постановление ничего принципиально нового не внесло, а количество требований по сравнению с Постановлением № 781 даже уменьшилось. Принятие нормативного акта продиктовано прямым требованием пунктов 1 и 2 части третьей статьи 19 новой редакции Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о ПДн).

       Замечу, Закон о ПДн предписывает определять уровни защищенности персональных данных и требования к ним в зависимости от пяти факторов: возможного вреда субъекту персональных данных; объема обрабатываемых персональных данных; содержания обрабатываемых персональных данных; вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные; актуальности угроз безопасности персональных данных. Вместе с тем ни виды деятельности, ни вред субъекту персональных данных, как классифицирующие признаки, в указанном документе не значатся. Более того, в пункте 7 Постановления оператору самостоятельно предлагается оценить тип угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы, руководствуясь пока еще несуществующими документами ФСБ и ФСТЭК. Поэтому при полном отсутствии каких-либо наработок по данной проблеме, определить вред субъекту от разглашения его персональных данных, будет достаточно сложно.

       Не могу еще раз не напомнить, что согласно части 2.1 статьи 25 Закона о ПДн в срок не позднее 1 января 2013 года операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, должны были представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) сведения по правовым основаниям обработки персональных данных, фамилию, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты, сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе обработки, сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленных Правительством Российской Федерации.

       В отношении персональных данных наиболее значимым является планируемое ужесточение ответственности за несоблюдение законодательства в этой области. Так, 14 мая 2012 года на сайте Министерства экономического развития РФ появился Законопроект о внесении изменений в КоАП РФ, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и предусматривающий, в том числе, повышение штрафов и увеличение срока давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных. В частности, в законопроекте предусматривается:

       1. Увеличение штрафа за нарушение установленного законодательством РФ порядка обработки персональных данных (от 200 000 до 500 000 руб. для юридических лиц).

       2. Для тех, кто был ранее подвергнут наказанию за аналогичное правонарушение, предусмотрена дисквалификация на срок до 1 года (для должностных лиц), штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 руб. (для юридических лиц).

       3. Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, по рассмотрению дел данной категории или их передаче на рассмотрение судье, будут переданы от органов прокуратуры должностным лицам Роскомнадзора.

       4. Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ПДн планируется увеличить до 1 года со дня совершения правонарушения. В пояснительной записке к законопроекту в качестве обоснования необходимости увеличения размера административных штрафов приведен довод о необходимости приведения ответственности за совершение административных правонарушений в области защиты ПДн к общеевропейскому уровню.

       По-прежнему остается не совсем ясной перспектива Федерального закона «О документировании отношений в сфере труда» (иногда в печати встречается иное название «О кадровом учете»), принятие которого планировалось еще в 2012 году. По мнению экспертов, данная разработка не имеет аналогов, поэтому работа над Законом усложняется. Важное место в проекте закона занимают ключевые вопросы кадровой службы: локальное регулирование деятельности по оформлению отношений в сфере труда, организация документооборота кадровой службы, ведения архива кадровой документации, особенностей документирования деятельности представительных органов работников, комиссий по трудовым спорам. В настоящее время пересматриваются многие первоначальные положения Закона в связи с возвратом к идее отмены трудовой книжки.

       Что касается предстоящей отмены основного кадрового документа, то по данным СМИ, в течение полугода будет обсуждаться вопрос о введении электронных трудовых книжек. В России уже действуют электронная цифровая подпись, электронная запись в детские сады, школы, поликлиники. Теперь очередь за электронными трудовыми книжками. В обсуждении этого вопроса активно участвуют президент РСПП Александр Шохин и председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. В целом же, идея о введении электронных книжек, по большей части, ориентирована на россиян, которые работают в режиме «удаленного доступа». Внимание к ним не случайно. Дело в том, что 16 октября 2012 г. Госдумой в первом чтении принят Проект Федерального закона № 88331-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об электронной подписи» (далее – Законопроект). Данный документ вносит в Трудовой кодекс РФ изменения, касающиеся регулирования труда лиц, которые выполняют работу на условиях удаленного доступа, то есть вне места расположения работодателя (дистанционную работу). В частности, предполагается, что с дистанционными работниками трудовые договоры можно будет заключать в электронном виде. Для подписания таких договоров сторонам необходимо будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Одна из новелл – документы, необходимые для заключения трудового договора также могут предоставляться работником в электронном виде. Основания для расторжения трудового договора можно будет дополнительно прописать в тексте договора. Дистанционные работники смогут распределять свое рабочее время и время отдыха по своему усмотрению, если иное не будет предусмотрено трудовым договором.

       В числе ожидаемых новшеств – переход на безналичную форму выдачи заработной платы работникам, освобождение от аттестации по условиям труда отдельных рабочих мест, по которым статистически не доказаны случаи возмещения ущерба и вреда работникам; упрощение процедуры приема на работу студентов-иностранцев и др. К сожалению, формат данной статьи не позволяет подробно остановиться на всех нововведениях в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства. Обсудить эти и другие вопросы мы сможем в ближайшее время на практических семинарах, которые планируется провести в феврале-марте 2013 г. в городах Красноярске, Кемерово, Новокузнецке по теме: «Последние изменения трудового законодательства: обзор новаций, анализ практики".


К списку публикаций