Последние изменения трудового законодательства

Автор: Черенкова Маргарита Владиславна
Изменения в Трудовой кодекс РФ вносятся достаточно часто. Не стал исключением и 2011 год. В предложенной статье мы расскажем о последних изменениях трудового законодательства, а также ожидаемых изменениях в 2012 году.
          В 2011 г. был принят ряд изменений в области трудового права, затрагивающих важные аспекты отношений между работником и работодателем, как на федеральном, так и краевом уровне. Хотелось бы упомянуть как уже принятые поправки, так и актуальные законопроекты. В ноябре прошлого года были приняты поправки в Трудовой кодекс РФ (сейчас действует редакция от 22.11.2011 г. с изменениями, внесенными на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 г. № 28-П), на основании которых были приведены в соответствие отдельные положения и нормы трудового права.
        Так, редакция от 07.11.2011 внесла изменения, касающиеся оснований для заключения срочного трудового договора. Дополнение, введенное в часть 2 статьи 59 ТК РФ, теперь позволяет работодателям на законных основаниях заключать срочные трудовые договоры с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. В предыдущей редакции такая норма отсутствовала.
       Основное изменение редакции ТК РФ от 21.11.2011 г., вступившей в силу с 03.12.2011 г., относится к ст. 64.1 об условиях заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. После вступления в силу данной редакции бывшие госслужащие в течение 2 лет после увольнения со службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
          В редакции ТК РФ от 22.11.2011 г., которая начала действовать с 05.12.2011 г., изменения затронули главным образом порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. Устранена неясность в порядке направления требований, выдвинутых работниками (и) или их представительным органом) на соответствующем собрании (конференции). Согласно изменениям, внесенным в статью 399 ТК РФ, данные требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора. Также более подробно детализирован порядок принятия решения об утверждении выдвинутых требований. Такое решение принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). Если собрание (конференцию) провести невозможно, то представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. В новой редакции части 6 статьи 399 ТК РФ описан порядок формирования и направления профсоюзами и их объединениями требований сторонам социального партнерства. Теперь требования обязательно выдвигаются выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются ими соответствующим сторонам социального партнерства. Сокращены сроки рассмотрения требований работников и их представительных органов с трех до двух рабочих дней. Появилась возможность продлять сроки проведения примирительных процедур на основании соответствующего протокола (статья 401 ТК РФ). Также уточнены порядок и условия формирования примирительной комиссии, рассматривающей коллективный трудовой спор. Согласно новой редакции статьи 403 ТК РФ, изменился порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника. Теперь его стороны не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. Если достигнуть согласия не удастся, они будут обязаны оформить протокол об отказе обеих или одной из сторон от данной примирительной процедуры и приступить к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже (часть 1 статьи 403 ТК РФ). Также вводится и раскрывается порядок привлечения посредника для рассмотрения спора (часть 2 статьи 403 ТК РФ). В статью 404 ТК РФ вошли изменения, касающиеся трудового арбитража, – теперь его классифицируют на временный и постоянный. В новой редакции соответствующих частей указанной статьи закрепляются условия, сроки и порядок отдельных процедур по рассмотрению споров. Разъясняется, какие документы оформляются, в каких случаях проводятся дополнительные процедуры, а также определяются состав и регламент арбитража, степень участия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров и т.д. Важное изменение касается порядка объявления забастовки. Ранее собрание работников данного работодателя по поводу объявления забастовки считалось правомочным, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников, теперь оно правомочно при условии, если присутствуют более половины от общего числа работников. Далее, ужесточены условия для проведения часовой предупредительной забастовки. Сокращен срок письменного предупреждения работодателя о забастовке. Теперь он составляет 5 рабочих дней вместо прежних 10 календарных дней. Кроме того, о начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей и другие представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за 7 рабочих дней. В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение этого спора путем переговоров, а не примирительными процедурами, как ранее.
        В редакции от 30.11.2011 г., которая вступит в силу 31.03.2012 г., ТК РФ дополнен новой главой 51.1 о регулировании труда работников, занятых на подземных работах. Поправки закрепляют особенности приема на подземные работы, а также порядок отстранения (недопущения к работе) наряду с основаниями, указанными в статье 76 ТК РФ.
       Далее, федеральным законом от 18.07.2011 г. № 238-ФЗ введены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В ближайшее время Министерство здравоохранения и социального развития разработает подробный перечень мероприятий, которые будут направлены на охрану труда. Приведу некоторые факты. В прошлом году на предприятиях страны погибли более трех тысяч человек, а число работников с профессиональными заболеваниями превысило семь тысяч человек. Почти 350 тысяч человек получили производственные травмы и более 4,5 тысяч из них стали инвалидами. Как видите, статистика не утешительная. Сегодня выполнение норм охраны труда контролирует Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее территориальные органы на местах. В будущем законодатели планируют ужесточить наказание за неисполнение норм охраны труда. Для предприятий это штраф до 600 тысяч рублей, а руководителя могут лишить свободы сроком до 5 лет. В этой связи работодателям необходимо обратить внимание на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, которым утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Документ отражает общий порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
        Федеральный закон от 06.11.2011 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ввел меры, стимулирующие работодателей соблюдать требования охраны труда (поправки вступили в силу с 01.01.2012 г.). В частности, работодатели теперь будут обязаны сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников. Что касается скидки или надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то ее размер будет рассчитываться по итогам работы страхователя за 3 года (а не за только предшествующий год, как это было ранее).
       Далее, в июле прошлого года подписаны Президентом РФ и опубликованы поправки в федеральный закон «О персональных данных». Новая редакция закона содержит ряд принципиальных изменений, касающихся персональных данных. По-иному сформулировано само понятие персональных данных – теперь под ними понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу». Существенное внимание уделено мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, определен перечень таких мер, уровни защищенности данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Ограничен круг обязанностей операторов в связи с обработкой персональных данных. Закреплен паритет интересов операторов и субъектов персональных данных в части их обработки. В новой редакции закона получение согласия субъекта персональных данных является частным случаем, когда допускается такая обработка. Немаловажно и то, что согласно статьи 14 новой редакции Закона, право самого субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть в определенных случаях ограничено в соответствии с федеральными законами. Такие ограничения введены для персональных данных, подлежащих использованию в интересах борьбы с преступностью и иной правоохранительной деятельности.
       В числе краевых законов особое внимание следует уделить закону «О социальном партнерстве», принятому в марте прошлого года, который восполнил некоторые пробелы федерального законодательства в сфере регулирования коллективных трудовых отношений, предусмотрев систему органов социального партнерства с возможностью осуществления полномочий, как на временной, так и постоянной основе.
      И в конце хотелось бы сказать о наиболее значимых планируемых изменениях в трудовом законодательстве и кадровом делопроизводстве на 2012 год. Наиболее значимым событием в жизни кадровика считаю планируемое принятие федерального закона «О кадровом учете», работа над которым близится к завершению. Данный законопроект призван урегулировать основные вопросы учета кадров, создания, ведения, систематизации, хранения кадровой документации. Одним из наиболее проблемных вопросов был поднят законопроектом № 451173-5, принятым Госдумой в первом чтении 20.05.2011 г. Важное место в законопроекте уделено договорам гражданско-правового характера. Зачастую работодатели вместо заключения трудового договора заключают гражданско-правовой договор на выполнение или оказание услуг, а затем регулярно его перезаключают. Признать гражданско-правовой договор трудовым по действующему законодательству может только суд. В рамках данного законопроекта депутаты Госдумы предлагают расширить полномочия Гострудинспекции и предоставить им право после соответствующей проверки решать вопросы о переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые. Также предлагается ввести административную ответственность за уклонение работодателя от заключения трудового договора.
        Среди новаций в сфере рынка труда активно обсуждается инициатива Минздравсоцразвития РФ об отмене трудовых книжек в 2012 г., поддержанная заявлением заместителя министра Александра Сафонова в августе 2011 г. Разумеется, у этой идеи есть как сторонники, так и противники. Для принятия окончательного законодательного решения требуется огромная подготовительная работа, поскольку резкая отмена трудовых книжек будет способствовать развитию негативных факторов, как для работника, так и для работодателя. Глава департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ Наталья Жарова в обзоре основных законодательных инициатив ведомства заявила, что решение об отмене трудовых книжек будет принято только после анализа всех нормативно-правовых актов, в которых упоминается этот институт, а их насчитывается около 200. Законопроект по отмене трудовых книжек планируется подготовить в течение 2012 года.
         И последнее, во исполнение Послания Президента РФ, была вынесена на обсуждения идея поправок в ТК РФ, призванных урегулировать труд фрилансеров (так называют работников, которые выполняют работу вне производственных помещений организации). Данный законопроект внесен на рассмотрение Госдумы еще в апреле 2011 г. В первоначальном варианте проекта было оговорено право фрилансера планировать свое рабочее время (за исключением отпусков) самостоятельно. Поправки уравняли фрилансеров в правах со штатным работником. Вместе с тем эксперты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в своем заключении указали на ряд замечаний, которые коснулись, не только прав и обязанностей этой категории работников, но и на отсутствие конкретики в понятиях «надомник» и «дистанционный работник», а также сферы налогообложения. Ведь сегодня, если такой специалист работает в организации более месяца, то у работодателя возникает необходимость регистрировать обособленное структурное подразделение и платить налоги по месту нахождения работника. Это касается тех специалистов, которые живут и работают в других субъектах РФ, а не там где находится работодатель. Другими словами, работодателю становится невыгодно привлекать иногородних фрилансеров, если в городе их проживания нет структурного подразделения компании. Так что окончательный вариант законопроекта с учетом мнения экспертов в ближайшее время будет изменен.

К списку публикаций